Новости

Досудебная санация – это эффективный инструмент, который может обеспечить сохранение предприятия, позволить рассчитаться с кредиторами на выгодных для всех участников условиях и предотвратить банкротство. В связи с нестабильным положением экономики в мире, вызванным рядом факторов, значительное количество предприятий оказались в ситуации финансового кризиса. Далеко не все общества можно назвать полностью неплатежеспособными. Предприятие может быть работающим и таким, что получает определенный доход, а трудное финансовое положение является лишь временным явлением.

Главная цель, которую должно преследовать общество в такой ситуации – восстановление платежеспособности, проведение расчетов с кредиторами, сохранение рабочих мест и предприятия. Санация, как один из способов восстановления платежеспособности должника, предусмотрена положениями Кодекса Украины по процедурам банкротства (далее — КУпоПБ). При этом должник может применить два способа реабилитации финансового положения своего предприятия – как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Законодатель таким образом предоставляет должнику уникальную возможность без всякого инициирования судебных процедур банкротства и открытия производства по делу о банкротстве начать досудебную санацию с целью оздоровления его финансово-хозяйственного положения, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов. На практике процедуру санации до открытия производства по делу о банкротстве нельзя назвать востребованной и распространенной среди должников. Это обусловлено определенной боязнью применения неизвестной процедуры, наличием ряда спорных вопросов, которые не урегулированы КУпоПБ и отсутствием судебной практики.

Как становится понятно из сообщений на сайте ВХСУ, с даты введения в действие 21 октября 2019 г. КУпоПБ применить механизм процедуры досудебной санации пытались лишь 5 обществ, из которых утвержден план санации по 4.

Однако указанные опасения на самом деле являются неоправданными, поскольку досудебная санация – это реальная возможность оздоровления и восстановления платежеспособности предприятия без угрозы признания его банкротом. Эта процедура позволяет обеспечить соблюдение баланса интересов как кредиторов, так и должника, ведь обе стороны стремятся удовлетворить свои потребности: кредитор – вернуть средства, а должник – рассчитаться и работать дальше.

Срок санации неограничен

КУпоПБ внес положительные изменения в процедуру досудебной санации, которые, возможно, увеличат уровень спроса на ее применение на практике. Одним из таких изменений является неограниченность в сроках, ведь предыдущий Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – Закон о банкротстве) предусматривал, что план досудебной санации должен быть рассчитан на срок, который не может превышать 12 месяцев со дня утверждения судом этого плана, и может содержать условия об отсрочке или рассрочке задолженности на срок, превышающий 12 месяцев.

Зато КУпоПБ не ограничивает участников в сроках, которые необходимы для финансового оздоровления и погашения требований кредиторов, и предусматривает, что в плане санации определяются сроки погашения требований кредиторов. Таким образом, должник имеет возможность самостоятельно определить, какой период времени ему нужен для того, чтобы реализовать план досудебной санации.

Анализ судебной практики свидетельствует, что указанные изменения действуют, и должники устанавливают приемлемый для них срок досудебной санации. Так, постановлением ГС Киевской области от 10 июня 2020 г. по делу №911/482/20 утвержден план санации должника до открытия производства по делу о банкротстве, где сроки восстановления платежеспособности должника составляют 15 лет.

Преимуществом досудебной санации в соответствии с КУпоПБ можно назвать возможность списания безнадежной задолженности перед государственными органами. В случае, если планом санации предусмотрены рассрочка, отсрочка или списание налоговой задолженности, он считается автоматически принятым без согласований с контролирующим органом. При этом налоговый долг за срок, который предшествовал 3 годам до дня проведения собрания кредиторов, признается безнадежным.

Выполнение других требований кредиторов должник может рассрочить, отсрочить, списать на выгодных как для должника, так и для кредиторов условиях. Также должник может предсказать разделение кредиторов на категории в зависимости от вида требований и установить различные условия возврата долгов для каждой категории кредиторов.

Санация может касаться не всех кредиторов

Одним из проблемных вопросов, который может возникнуть у должника при подготовке плана досудебной санации и решении вопроса об условиях погашения требований кредиторов, является вопрос, каких кредиторов можно включать в план санации и каким образом определить сумму долга, если она имеет тенденцию меняться. Положения КУпоПБ, которыми регулируется процедура досудебной санации, свидетельствуют, что в нем не содержится обязанности включать в план санации требования всех кредиторов, то есть, должник самостоятельно выбирает, какую задолженность он не способен реально погасить без применения процедуры досудебной санации, и вносит ее в соответствующий план

В постановлении Центрального апелляционного хозяйственного суда от 18.11.2020 г. по делу №904/3325/20 сформированы следующие выводы: «Ст. 5 Кодекса Украины по процедурам банкротства установлены конкретные требования к содержанию плана досудебной санации. Системный анализ данной статьи показывает, что включение кредиторов в реестр кредиторов и план санации, их разделение на категории, в зависимости от вида требований к должнику, установление порядка удовлетворения их требований и определения необходимого срока проведения процедуры санации до открытия производства по делу о банкротстве является правом должника, который инициирует процедуру досудебной санации».

В постановлении Хозяйственного суда Киевской области от 10.06.2020 г. по делу №911/482/20 указано: «Суд констатирует, что в соответствии с положениями ч. 10 ст. 5 Кодекса, утвержденный хозяйственным судом план санации является обязательным для всех кредиторов, требования которых включены в план санации. Изменения в план санации вносятся в порядке, установленном для его утверждения. Таким образом, планом санации должника урегулирован только порядок погашения задолженности, включенной в него, и такой порядок является обязательным для кредиторов. Относительно денежных требований, которые не включены в график погашения согласно плану санации, кредитор не лишен возможности реализовать свое право, предусмотренное законодательством, в т. ч. путем обращения в пределах соответствующей суммы долга в суд о взыскании задолженности или совершении мероприятий с целью внесения в предусмотренном Кодексом порядке изменений в план санации».

Таким образом, законодатель предоставил должнику, который инициирует процедуру санации до открытия производства по делу о банкротстве, право избирать кредиторов, долги которых будут погашаться на условиях плана досудебной санации. При этом сумма долга определяется должником по состоянию на определенную дату по данным его бухгалтерского учета. Очевидно, что размер такой задолженности может не совпадать с тем, на который рассчитывает кредитор. Однако в таком случае наличие соответствующих разногласий, во-первых, не является основанием для отказа в утверждении плана санации, во-вторых, может иметь место и не свидетельствует о погашении таких требований или автоматическом их включении в план санации и погашении их на условиях такого плана. Кредиторы, требования которых не были включены в план досудебной санации, не ограничены в реализации своего права взимать свой долг в порядке искового и исполнительного производства.

В постановлении Восточного апелляционного хозяйственного суда от 19 ноября 2020 г. по делу №922/2071/20 сформированы следующие выводы: «Существование указанных разногласий и утверждение плана досудебной санации не предусмотрено основанием погашения соответствующих требований, которые не внесены в такой план, а существующий спор может быть решен в судебном порядке и соответствующее взыскание осуществлено в порядке исполнения судебного решения».

В постановлении Центрального апелляционного хозяйственного суда от 18.11.2020 г. по делу №904/3325/20 сформированы следующие выводы: «Относительно разногласий между суммами кредиторской задолженности должника, указанных в плане санации, и той, что учитывается у кредитора, приведенное не свидетельствует о недостоверности указанных сведений, а лишь констатирует возможную спорность неучтенной в плане санации суммы задолженности, однако это не лишает кредитора права на доведение обоснованности заявленных к должнику требований в отдельном судебном производстве, соответственно, взыскание которой может быть осуществлено в порядке исполнения судебного решения».

В то же время КУпоПБ предоставляет и кредиторам много возможностей в целях соблюдения их интересов. В частности, в случае, если кредитор, который не принимал участия в принятии плана досудебной санации, докажет, что во время ликвидации его требования будут удовлетворены в объеме значительно большем, чем во время досудебной санации, хозяйственный суд должен отказать в принятии плана санации.

Также план санации должен содержать мероприятия по надзору за выполнением плана санации, которые позволяют кредиторам контролировать процесс. В случае формального подхода должника к своим обязанностям кредитор имеет процессуальную возможность обратиться в суд с заявлением о прекращении процедуры санации.

Досудебная санация является эффективным инструментом, который может обеспечить сохранение предприятия, позволить рассчитаться с кредиторами на выгодных для всех участников условиях и предотвратить банкротство. КУпоПБ усовершенствовал эту процедуру для увеличения ее привлекательности. При этом обеспечена защита интересов как кредиторов, так и должника, поэтому надеемся, что этот инструмент не будет оставаться без внимания предприятий, которые оказываются в тяжелом финансовом положении и станет спасительным для восстановления их платежеспособности.

Артур Мегеря, арбитражный управляющий, старший партнер L.I.Grpoup, «Выбор клиента 2020 ТОП-100 юристов Украины»