Новости

С 01.02.2020 года вступило в действие постановление КМУ от 11.12.2019 № 1165 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» (далее – Постановление № 1165). Постановлением № 1165 утвержден Порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Со вступлением в действие Постановления №1165, нормы Порядка приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденного постановлением КМУ от 21.02.2018 № 117 утратили силу.

Напомним, что положения постановления КМУ от 21.02.2018 № 117 не предоставляли налогоплательщику права обжаловать решение о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности плательщика в частности в судебном порядке.

Так, Верховный Суд в постановлениях от 03.03.2020 года по делу №240/3665/19, от 20.11.2019 по делу №480/4006/18, от 03.03.2020 по делу №240/3665/19, от 05.08.2020 по делу №520/5692/19, от 21.08.2020 по делу №520/6051/19, от 21.08.2020 по делу №520/6051/19 пришел к выводу, что непосредственно решение Комиссии по отнесению налогоплательщика в перечень плательщиков, соответствуют критериям рискованности, без принятия решения об отказе в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировок, не затрагивает права и интересы истца. При этом, решение контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки приведет к определенным негативным правовым последствиям для налогоплательщика, а потому в судебном порядке должно быть обжаловано само решение об отказе в регистрации НН, и в рамках этого спора основаниями иска, среди другого, могут быть доводы о неправомерности действий контролирующего органа по отнесению в перечень налогоплательщиков, которые соответствуют критериям рискованности.

Предлагаем разобраться, что изменилось с принятием Постановления №1165, и можно ли теперь обжаловать в суд решение контролирующего органа о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности плательщика.

Согласно Постановлению №1165, безусловная регистрация НН проводится в следующих случаях:

  • НН не предоставляется получателю или составлена ​​по операции, освобожденной от налогообложения.
  • НН составлены в текущем месяце на сумму, не превышающую 500 тыс. грн, но не более 50 тыс. грн на одного контрагента, при этом в предыдущем месяце оплаченный НДС составляет более 20 тыс. грн, а руководитель налогоплательщика является директором не более 3 предприятий плательщиков НДС.
  • общая сумма налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (работ, услуг), уплаченная налогоплательщиком за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлен НН, составляет более 1 млн грн, при этом значение показателя D (общая сумма ЕСВ уплаченного за последние 12 календарных месяцев разделена на общую сумму поставленного товара/услуг на таможенной территории Украины, облагаемых по ставкам 0, 20 и 7 процентов за последние 12 календарных месяцев) составляет более 0,05, а показателя P (сумма НДС в отчетном (налоговом) периоде, с учетом представленной на регистрацию НН) меньше, чем самая большая месячная сумма налога на добавленную стоимость за последние 12 месяцев умноженная на коэффициент 1,4.
  • НН выписана на товар и/или услугу по коду согласно УКТВЭД и по коду согласно Государственному классификатору продукции и услуг, указанных в таблице данных налогоплательщика, учтенной контролирующим органом.

Если же налоговая накладная не соответствует ни одному из выше установленных критериев безусловной регистрации, то соответственно Постановление, ПН проверяется касательно:

  • соответствия критериям рискованности налогоплательщика (приложение 1 к Порядку остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных)
  • показателям, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика (приложение 2 к Порядку остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных)
  • соответствие отраженных в них операций критериям рискованности совершения операций (приложение 3 к Порядку остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных).

Если по результатам автоматизированного мониторинга установят соответствие плательщика налога хотя бы одному из критериев рискованности, то регистрация НН останавливается, а комиссия регионального уровня принимает решение о соответствии плательщика налога критериям рискованности, которое налогоплательщик получает через электронный кабинет в день принятия такого решения.

То есть, с момента принятия контролирующим органом решения о соответствии плательщика налога критериям рискованности, налогоплательщика считают включенным в реестр рисковых.

Постановление №1165 предусматривает возможность исключения налогоплательщика из перечня плательщиков, которые отвечают критериям рискованности, путем представления налогоплательщиком в контролирующий орган документов, подтверждающих реальность и соответствие соглашения по которой составлена ​​НН. По результатам рассмотрения таких документов, контролирующий орган в течение семи рабочих дней с момента поступления от налогоплательщика информации и документов, может принять решение о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности налогоплательщика. При этом, если комиссия регионального уровня, в течение установленного времени, не приняла соответствующее решение, то налогоплательщика исключают из перечня налогоплательщиков, соответствующих критериям рискованности налогоплательщика.

Если же контролирующий орган принял решение о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности налогоплательщика, которым отказано в исключении налогоплательщика из перечня налогоплательщиков, соответствующих критериям рискованности, то остается только одна дорога – в суд.

О возможности обжалования в суде самого решения об отказе в исключении налогоплательщика из перечня налогоплательщиков, соответствующих критериям рискованности, свидетельствует пункт 6 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, которым определено, что в случае поступления в контролирующий орган соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, комиссия регионального уровня исключает плательщика налога по перечню налогоплательщиков, соответствующих критериям рискованности налогоплательщика.

Порядок обжалования включения налогоплательщика в перечень рисковых

Обжалование включения налогоплательщика в перечень налогоплательщиков, которые отвечают критериям рискованности, происходит в следующем порядке:

  • в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о приостановлении регистрации НН, в связи с включением налогоплательщика в реестр рисковых, осуществляется досудебное урегулирование спора путем представления в контролирующий орган всех необходимых документов, подтверждающих реальность (не рискованность) совершенной операции.
  • в случае получения решения контролирующего органа о соответствии/несоответствии плательщика НДС критериям рискованности налогоплательщика, которым отказано в исключении налогоплательщика из перечня рисковых, в течение месяца, после окончания административного обжалования, осуществляется обращение в суд с требованием об исключении из перечня налогоплательщиков, соответствуют критериям рискованности.

Так, за год действия Постановления №1165, ВС рассмотрел 5 дел об обжаловании решения контролирующего органа о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности плательщика, в которых Кассационный административный суд отметил, что налогоплательщики имеют право на обжалование таких решений контролирующего органа, а постоянная практика Верховного Суда о необходимости обжалования решения о приостановлении регистрации налоговых накладных потеряла актуальность вместе с потерей силу постановления КМУ от 21.02.2018 № 117 (постановление ВС от 16.12.2020 дело №340/474/20, от 16.12.2020 дело № 200/4342/20, от 05.01.2021 дело №640/10988/20, от 05.01.2021 дело №640/11321/20, от 16.02.2021 дело №280/3235/20).

Постановление №1165 расширило возможности налогоплательщика при выборе способа защиты и увеличила количество потенциальных истцов в спорах об обжаловании решений контролирующего органа о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности плательщика, поскольку судебный сбор по иску об отмене решения контролирующего органа о приостановлении регистрации налоговой накладной уплачивается как за спор имущественного характера, цена иска которого составляет сумму налоговых накладных, остановка которых обжалуется. При этом судебный сбор по иску об отмене решения контролирующего органа о соответствии/несоответствии плательщика налога на добавленную стоимость критериям рискованности плательщика составляет 1 размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо (по состоянию на март 2021 2270 грн), то есть, спор неимущественного характера.

Анастасия Харицкая, юрист ЮК L.I.Group

Главбух