Новости

У Украины уже четвертый год есть действенный инструмент по решению вопросов неплатежеспособности юрлиц – Кодекс Украины по процедурам банкротства (КУзПБ), принятый еще в 2018 году. К подавляющему большинству организаций в Украине уже можно применять цивилизованную процедуру банкротства. Однако такой возможности лишены государственные предприятия – законотворцы до сих пор не урегулировали применение этой процедуры. Такая ситуация рождает ряд проблем как для госпредприятий, так и для их кредиторов. К чему приводит эта ситуация и как ее исправить, рассказал Mind старший партнер L.I.Group, адвокат, арбитражный управляющий, доктор философии в области права Николай Ковальчук.

Нерешенные вопросы банкротства госпредприятий

Практически на любой конференции юристов и госслужащих можно услышать утверждение, что для рыночной экономики нашей страны чрезвычайно важен институт неплатежеспособности и банкротства. Это, безусловно, верно, и действия отечественных законодателей это подтверждают. Вступление Кодекса Украины в силу процедур банкротства является хоть и не первой во времена независимости Украины, но эффективной попыткой урегулировать законодательство о неплатежеспособности предприятий.

Попытки существенно изменить законодательство о банкротстве являются своего рода испытанием для судей хозяйственных судов. Следует также отметить арбитражных управляющих, находящихся в подобном положении, как и собственно все юридическое сообщество. В конце концов практически все из вышеупомянутых сторон правоотношений одобрительно встретили введение КУзПБ. Кодекс смог урегулировать ряд важных вопросов, касающихся банкротства. Кроме одного очень важного – банкротства государственных предприятий.

Дело в том, что на сегодняшний день в Украине существует большое количество государственных предприятий, которые имеют существенные долги и находятся на грани банкротства, однако из-за того, что такие должники входят в перечень предприятий, не подлежащих приватизации, они фактически не могут получить помощь.

В трудной финансовой ситуации государственных предприятий практически невозможно сделать ничего, ведь на применение процедуры санации и ликвидации таких участников рынка действует мораторий. Результатом таких недостатков законодательства о банкротстве является неудовлетворение требований кредиторов и движение по кругу.

Актуальные проблемы банкротства государственных предприятий

Наличие отдельных вопросов о банкротстве предприятий государственной собственности началось практически с момента вступления в силу закона №145-ІХ «О признании утратившим силу Закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации».

Естественно, что любое государственное предприятие сталкивается с кредиторской задолженностью, если доходы не покрывают расходы. Аналогичная ситуация касается любого другого участника рынка. Однако непонятно, почему только государственная форма собственности не позволяет применять в отношении таких предприятий нормы законодательства о банкротстве.

Фактически сегодня в вопросах банкротства государственных предприятий существует ряд ограничений, которые вызывают больше вопросов, чем дают ответы.

В частности, в ч. 5 ст. 12 закона «О приватизации государственного и коммунального имущества» говорится о запрете возбуждать дело о банкротстве в отношении должников, большая часть которых принадлежит государству и в отношении которых принято решение о приватизации.

Судебная практика

Сегодня в решениях судов преобладает закрытие производств из-за невозможности ввести процедуру санации и ликвидации государственного предприятия, как это произошло в деле №904/5628/19. Хозяйственный суд Днепропетровской области от 30 апреля 2021 закрыл производство о банкротстве Акционерного общества «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт горнорудного машиностроения с опытным заводом».

Аналогичная ситуация касается дела №907/136/15, в котором Западный апелляционный хозяйственный суд постановил закрыть производство. Причиной стала вышеупомянутая невозможность ввести процедуру санации в отношении государственного предприятия «Солотвинский солерудник». Однако неплатежеспособность предприятия и долги перед кредиторами никуда не исчезли.

Пока мораторий на процедуры банкротства государственных предприятий фактически тормозит процессы, которые могли бы помочь не только таким компаниям, но и государству.

Речь идет, в частности, о процедуре санации, которая может помочь восстановить платежеспособность предприятий государственной формы собственности. Однако на практике все это напоминает замкнутый круг, в котором интересы кредиторов, которым должны государственные предприятия, фактически нарушены.

Старший партнер L.I.Group Николай Ковальчук, для MindUA