Новости

Советник L.I.Group Юрий Моисеев в эксклюзивном комментарии информационному порталу «Банкротство & Ликвидация» выразил свое мнение относительно качества проверок АК сотрудниками территориальных управлений юстиции.

За последние 8 месяцев дисциплинарная комиссия рассмотрела 123 заяивления о привлечении арбитражных управляющих к дисциплинарной ответственности. 13 заявлений о привлечении к дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих (10,5%) комиссия отклонила, по 38 арбитражным управляющим приняла решение о применении дисциплинарного взыскания в виде лишения права на осуществление деятельности (31%).

Какой порядок проверки арбитражных управляющих?

Как нам известно, в процессе выполнения полномочий арбитражными управляющими есть три субъекта, осуществляющие надзор за их деятельностью: суд, государственный орган по вопросам банкротства (Минюст) и саморегулируемая организация арбитражных управляющих (Национальная ассоциация арбитражных управляющих). Формой контроля Минюста является проведение плановых и внеплановых проверок арбитражных управляющих.

Плановые проверки арбитражных управляющих проводятся не более одного раза в два года на основании соответствующего приказа Минюста, внеплановые — по жалобам физических или юридических лиц на основании соответствующего поручения Минюста его территориальными органами.

Сразу хотел бы подчеркнуть, что любая проверка является дисциплинирующим фактором для арбитражных управляющих.

Первое, с чего нужно начать, это с правильности определения предмета проверки работниками органа контроля за следствием анализа жалобы, поступившей вместе с поручением Минюста. Ведь, как показывает практика, от этого будет зависеть не только полнота проведения мероприятия контроля, но и в дальнейшем нарушения прав как арбитражного управляющего, так и жалобщика (все вопросы, поднятые в жалобе должны быть исследованы, а лишние не должны быть поставлены арбитражному управляющему).

Довольно часто камнем преткновения при проведении проверок является надлежащее и своевременное сообщение арбитражного управляющего о проведении проверки с отправкой копии жалобы и документов, предусмотренных порядком контроля проверяющими. Для надлежащего выполнения такого своеобразного подготовительного этапа важно не только соблюдение четкого алгоритма действий со стороны проверяющих, но и правильность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре арбитражных управляющих о местонахождении офиса и контактов арбитражного управляющего (арбитражный управляющий собственноручно вносит туда соответствующие сведения).

После получения документов от арбитражного управляющего по требованию органа контроля, комиссия по проведению проверки, в ходе изучения каждого конкретного вопроса, должна объективно установить полноту предоставленных документов и дать оценку каждому из них, а в случае, если любой из документов не предоставлен , то установить причину такого непредоставления, а не подходить к этому формально (наличие / отсутствие).

Самым главным при проведении проверок арбитражных управляющих является формирование в акте выводов о наличии или отсутствии нарушений, выяснить подлежат они или не подлежат устранению, это грубые нарушения или нет. Эти выводы потом «ложатся» в основу дальнейших действий и, в частности, являются следствием направления предложения о привлечении арбитражного управляющего к дисциплинарной ответственности.

Данные статистики

О показателе качества проведения проверок арбитражных управляющих территориальными управлениями юстиции можно сделать определенный вывод из статистики принятых решений дисциплинарной комиссией арбитражных управляющих, результаты заседаний которой размещены на официальном сайте Минюста за 8 месяцев 2021 года.

Так, за 8 месяцев текущего года дисциплинарной комиссией арбитражных управляющих было проведено 8 заседаний, на которых рассмотрено 123 заявления о привлечении арбитражных управляющих к дисциплинарной ответственности.

Выяснив все обстоятельства, выслушав участников, дисциплинарная комиссия отклонила 13 представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих (10,5% от общего количества), по 38 арбитражным управляющм принято решение о применении дисциплинарного взыскания в виде лишения права на осуществление деятельности (31 % от общего количества).

Также, кроме представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности, дисциплинарная комиссия арбитражных управляющих решает вопрос об отмене результатов проверок и инициирования проведения плановых / внеплановых проверок. Таких решений в указанном периоде было 57. При отсутствии информации об общем количестве проведенных проверок государственным органом по вопросам банкротства о сравнении не может быть и речи, однако такие случаи имеют место быть.

Для арбитражных управляющих и работников государственного органа по вопросам банкротства очень полезным будут обобщения (вроде судов), по результатам проведения проверок арбитражных управляющих в контексте судебной практики, которая формируется при рассмотрении дел о банкротстве. В этом должны активно участвовать как арбитражные управляющие, так и государственный орган по вопросам банкротства.