Новости

Среди эффективных инструментов предотвращения банкротства юридических лиц – финансовая реструктуризация и досудебная санация. Какую именно пользу несут эти два механизма для юридических лиц, чем они регулируются и каковы сегодня существуют препятствия в их реализации? Об этом во время первой Сессии VI Форум по реструктуризации и банкротства «Развитие института неплатежеспособности в Украине» рассказывал советник ЮК L.I.Group Юрий Моисеев.

Финансовая реструктуризация

Механизм финансовой реструктуризации регулируется Законом Украины «О финансовой реструктуризации». По замыслу законодателя, такой способ избежания задолженности юридических лиц был введен временно в 2016 году и должен был действовать до 2019 года. По окончании срока Независимая ассоциация банков лоббировала продление действия закона, поскольку, по мнению банковского сообщества, трехлетнего срока было недостаточно для достижения результатов эффективности механизма. Таким образом, действие закона было продлено до 19 октября 2022 года.

Суть этого закона и собственно механизма финансовой реструктуризации заключается не только в очистке корпоративных портфелей от NPL, но и в добровольном урегулировании задолженности между банком или другим финансовым учреждением и должником. Последним считается юридическое лицо, которое заключало договор займа с любым из финансовых или банковских учреждений.

За неполные пять лет действия Закона было введено 46 процедур финансовой реструктуризации. С каждым годом эффективность данного механизма только растет, что свидетельствует о его популярности среди должников и кредиторов. По данным Секретариата финансовой реструктуризации, который технически обеспечивает внедрение процедуры в Украине, по состоянию на январь 2021 года, было реструктуризировано долгов на сумму более 65 млрд гривен.

Интересно то, что 97 процентов общего количества кейсов являются успешными. Это демонстрирует то, что инструмент финансовой реструктуризации действительно является действенным и способным облегчить жизнь заемщикам и оптимизировать их платежеспособность. Среди активных пользователей данного механизма присутствуют крупные промышленные производители, автосалоны, представители пищевой промышленности и т. д.

Если рассматривать взаимодействие Кодекса Украины по процедурам банкротства и Закона Украины «О финансовой реструктуризации», то в последнем четко предусмотрено, что договоры, заключенные должником на выполнение плана финансовой реструктуризации, не могут быть признаны недействительными в порядке ст. 42 КУзПБ в процедурах банкротства. То есть, банковское или другое финансовое учреждение, которому юридическое лицо задолжало, защищено на будущее в случае открытия производства по делу о банкротстве должника-заемщика.

Среди наиболее распространенных препятствий на пути введения плана финансовой реструктуризации долга является наличие недоверия к механизму со стороны заемщика и кредитора. Кое-кто видит в этом слишком большую сложность и отказывается. Однако при правильном подходе и привлечении внешних экспертов можно добиться положительного результата.

Досудебная санация

Среди эффективных механизмов финансового спасения и предотвращения банкротства предприятия является санация юридического лица-должника до открытия производства по делу о банкротстве. Этот инструмент не является новым, так как он был введен еще Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Однако процедура досудебной санации оказалась слишком сырой и за годы существования не дала положительных результатов. В частности, было осуществлено 33 попытки внедрить процедуру касательно должников, но они не увенчались успехом.

21 октября 2019 года был введен в действие Кодекс Украины по процедурам банкротства, в котором предусмотрена статья 5, регулирующая институт досудебной санации. За время действия Кодекса было подано 8 заявлений об утверждении плана досудебной санации. На сегодняшний день действующими являются 4 и они успешно реализуются. Еще одно заявление сейчас находится на рассмотрении первой инстанции, 1 план был отменен в связи с невыполнением, еще 2 пересмотрены апелляционными судами и постановления об утверждении отменены.

Что касается успешных кейсов, по которым пока выполняется план досудебной санации, речь идет о суммах задолженности более миллиарда гривен. В частности, Хозяйственным судом г. Киева был утвержден план досудебной санации на сумму 1,95 млрд грн по компании, которая занималась строительством Шулявского моста в Киеве. В другом деле об утверждении плана досудебной санации на 1,2 млрд грн Кассационный суд Верховный суд оставил в силе решение и постановление местного и апелляционного хозяйственного судов об утверждении плана досудебной санации. Сейчас план предусматривает собой отсрочку долга на два года и затем рассрочку исполнения обязательств сроком на один год. За время действия механизма экономические и статистические показатели должника существенно улучшились, по сравнению с периодом до момента утверждения плана досудебной санации. Кроме того, предприятие смогло модернизировать некоторые свои мощности.

Несмотря на то, что у большинства должников не было веры в эффективность механизма досудебной санации, инструмент помогает облегчить жизнь компаниям, которые оказались в трудном финансовом положении. На сегодняшний день мы уже имеем успешные случаи выполнения плана и очевидно, что в будущем их количество будет расти. В Кодексе Украины по процедурам банкротства указано, что досудебная санация является внесудебным инструментом предотвращения банкротства. То есть, хотя суд формально и участвует в этой процедуре, она все же считается внесудебной.

Статья 5 Кодекса Украины по процедурам банкротства регламентирует процесс производства досудебной санации. В частности в первую очередь проводится детальный анализ финансового состояния должника. После того проводятся собрания кредиторов, которые являются непосредственными участниками досудебной санации, и принимается решение о подаче заявления об утверждении плана досудебной санации в хозяйственный суд. В свою очередь, суд рассматривает заявление, оценивает объективную возможность этого плана и принимает решение о его утверждении. Статья 5 не является формализованной и предоставляет достаточно широкий спектр применения мер досудебной санации с целью восстановления платежеспособности предприятий.

Среди самых больших проблем досудебной санации присутствует недоверие со стороны потенциальных участников. В частности кредиторы часто думают, что их пытаются обмануть и избежать уплаты долга. Однако достаточно элементарно углубиться в изучение тонкостей механизма, что даст понимание эффективности для обеих сторон правоотношений.

Сейчас уже есть предложения изменить статью 5 Кодекса в целях совершенствования механизма досудебной санации. Однако, по моему мнению, она еще даже не успела в полной мере заработать, чтобы показать свою эффективность. Очень важно дать возможность существующим нормам проявить себя и только после этого можно делать какие-то выводы. В противном случае изменения просто ни к чему не приведут.